В8
СДОУ - это организационное обособленное структурное подразделение учреждения, выполняющее работу с документами.
Основная задача службы ДОУ является своевременная обработка и передача на разные уровни, управленческой информации, необходимой для осуществления функций.
В практике управления действуют службы ДОУ.
Управление делами (министерства, ведомости России). Состав включает: канцелярия инспекция при министре, секретариат, отдел рационализации делопроизводства, отдел писем (жалоб), центральный архив.
Общий отдел – в органах управления на местах и в органах управления общественных организаций. Состав: подразделения по учёту и регистрации документов, группа контроля, протокольная, копировально-множительная служба, архив.
Канцелярия – министерствах и ведомствах автономных Республик; промышленных объединения, научно-исследовательских, проектных, вычислительных центрах.
В учреждениях не имеющих службы ДОУ, её функцию выполняет секретарь-руководитель или другое выделенное для этого должностное лицо.
Три категории работников СДОУ.
Руководители: начальник управления делами, начальник канцелярии, заведующий архивом, заведующий машинописным бюро, заведующий стенографическим бюро, заведующий общим отделом, заведующий секретариатом, начальник отдела писем, начальник инспекции, начальник протокольной части.
Специалисты: архивист, помощник министра, референт, методист, редактор, инспектор, секретарь - министра.
Технические исполнители: корректор, экспедитор, делопроизводитель, машинистка 1,2 категории, стенографист 1,2 категории, секретарь – машинистка, секретарь – стенографистка.
Функции структурных частей СДОУ.
1. Функция экспедиции: приём поступающей корреспонденции, сортировка на регистрируемую и не регистрируемую, распределение по структурным подразделениям учреждения; ведение количественного учёта документов; отправка исходящей корреспонденции, доставка корреспонденции в структурные подразделения и адресатам.
2. Функция группы по учёту и регистрации корреспонденции: учёт и регистрация входящих и исходящих, внутренних документов, ведение справочно-информационного аппарата и поиск информации, проверка правильности исходящих и внутренних документов.
3. Функция группы контроля: контроль за своевременным использованием документов, проверка сроков выполнения структурными подразделениями устных поручений руководителя, информирование руководства о ходе исполнения документа и поручения.
4. Функция отдела писем: приём и учёт предприятий, заявлений, жалоб граждан; подготовка и передача на рассмотрение руководству предприятий, заявлений жалоб на исполнение в структурные подразделения; контроль за сроками их исполнения, извещения заявителей о результатах рассмотрения предложений, заявлений, жалоб, формирование дел с предложениями, заявлениями, жалобами и передача их в архив, анализ и обобщение исполнения, организация приёма посетителей.
5. Функция архива: приём, учёт, хранение, использование дел, подлежащие сдачи в архив; контроль за правильного формирования, хранения и использования дел в структурных подразделениях; подготовка дел к передаче в архив.
6. Функция секретаря-руководителя и его заместителей: предварительное рассмотрение и подготовка к документационному руководству поступающей корреспонденции по наиболее важным вопросам; организация документационного обслуживания совещаний, бездокументационное обслуживание работы руководства.
Операции СДОУ.
1. Контроль за соблюдением стандартов на документы.
2. Экспедиционная обработка и доставка документов исполнителям.
3. Регистрация документов и учётно-справочная работа.
4. Контроль за исполнением документов.
5. Формирование, оформления, хранения и использования дел.
6. Оформление и выпуск распорядительной документации учреждений.
7. Машинописное изготовление, копирование и размножение служебных документов.
СГСДОУ – это комплекс основных положений, регламентирующих правила, нормативы и рекомендации по ведению делопроизводства в учреждениях начиная с момента поступления или создания до сдачи документов в архив.
Организация труда работников СДОУ.
Общие требования к организации труда работников СДОУ. Организация труда включает в себя решение следующих вопросов:
1) Чёткое организационное построение СДОУ, выбор наиболее рациональной формы работы с документами – все учреждения делятся на 4 категории в зависимости от объёма документооборота (количество документов обрабатываемых учреждением за год) в учреждении 1, 2, 3 категории, работа с документами осуществляет канцелярия, а в учреждениях 4 категории – секретариатом. Это централизует работу СДОУ под единым руководством. Централизация позволяет обеспечить оперативное выполнение документационных работ, создаёт чёткие взаимодействия между структурным подразделением, входящим в СДОУ, повышает качество обработки документов.
2) Правильное разграничение функции между отдельными исполнительными и подразделениями по их квалификации. Решение этого вопроса осуществляется путём разработки внедрения нормативных документов, инструкция по документированию управленческой деятельности; должностные инструкции, государственные стандарты.
3) Нормирование труда работников СДОУ. Разработаны методические рекомендации по нормированию труда инженерно технических работников и служащих, типовые нормы времени на работы с документами, в том числе и выполнение машинописных работ.
Нормирование труда призвало обеспечить нормальную загрузку работников в течении дня, недели, месяца, года при нормальном напряжении на каждом рабочем месте, определить критерии, оценки работы каждого сотрудника.
4) Регламентация должностного и количественного состава, состава персонала СДОУ, повышение его квалификационного и культуры в работе. Численность работников ДОУ рассчитывается по службе в целом и по её структурным подразделениям.
При формировании СДОУ следует исходить из минимальной численности, работников по каждой функции документационного обслуживания. Она должна определяться в зависимости от объёма документооборота на основе типовых норм времени на документационные работы.
5) Рациональная организация рабочих мест и обеспечение благоприятных условий труда.
Для этого могут быть использованы методические рекомендации по научной организации труда инженерно технических работников и служащих.
От организации рабочего места, благоприятных условий труда, зависит работоспособность человека, производительность и качество труда, его здоровье.
Формы организации работы с документами.
Категории учреждения по объёму документооборота.
Документооборот: включает в себя работу с готовыми документами, созданным данным учреждением получаемым извне (приём, распределение, регистрация, контроль исполнения, справочные работы, формирование дел, хранение и использование документов движение документационной информации по инстанциям.
Существует три формы организации работы с документами:
1. Централизованная
2. Децентрализованная
3. Смешанная
1) Централизованная форма: применяется в учреждениях с большим документооборотом. Она предполагает выполнение всех операций с документами в одной структуре подразделения (канцелярия, общий отдел).
2) Децентрализованная форма: работа с документами все операции выполняют в структурном подразделении учреждения, как правило разобщённых территориально.
3) Смешанная форма: используется в крупных учреждениях со сложной структурой и большим объёмом документооборота.
При выборе формы организация работы с документами для конкретного учреждения надо учитывать следующие факторы:
а) объём документооборота.
б) характер работы учреждения, его территориального размещения.
в) структура учреждения и его подразделения.
г) техническую оснащённость.
д) квалификацию руководителей, специалистов и технических исполнителей.
Наиболее важен при выборе формы организации работы с документами, объём документооборота. Для определения категории учреждения по документообороту используют категории предложенные СГСДО.
1 категория: учреждения с объёмом документооборота свыше 100 тысяч документов в год.
2 категория: учреждения с документооборотом от 25 тысяч до 100тысяч в год.
3 категория: учреждения с документооборотом от 10 тысяч до 25 тысяч документов в год.
4 категория: учреждения с документооборотом до 10 тысяч документов в год.
Должностные инструкции
Рациональное разделение труда работников служб документации на предприятиях, в организациях и учреждениях определяется должностными инструкциями.
Должностная инструкция – правовой акт издаваемый в целях регламентации организационно-правового положения работника, его обязанностей, прав, ответственности и обеспечивающий условия для его эффективной работы.
Первичным элементом структуры управления является служебная должность. Формирование системы должностей зависит от объема, состава, характера функций, выполняемых в организации, от сложившегося разделения и кооперации труда работников.
Должностные инструкции играют организационную, регламентирующую и регулирующую роль. Они позволяют обеспечить четкое разграничение обязанностей и прав между работниками, исключить параллелизм в выполнении отдельных видов работ, позволяет обеспечить взаимосвязь в работе сотрудников, занимающих различные должности. Кроме того, они позволяют осуществить объективную оценку деятельности работников, являются нормативной основой для применения к ним мер воздействия.
При разработке должностных инструкций необходимо обеспечить единый подход к их построению, формулировке содержания разделов, последовательности их изложения. При этом они должны отражать весь круг должностных обязанностей, полномочий и ответственности работника, иметь четкие и краткие формулировки, быть гибкими и динамичными.
Должностные инструкции разрабатываются на все должности, которые предусмотрены штатным предписанием, кроме должностей руководителя подразделения, деятельность которого регламентирует положение о подразделении.
Должностные инструкции разрабатываются на основе Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержденного постановлением Министерства Труда России от 21 августа 1998 г. №37). При разработке должностных инструкций (должностных обязанностей) по должностям государственных служащих федеральных органов исполнительной власти (письмо Министерства Труда России от 13 марта 1996 г.).
Должностная инструкция оформляется на общем бланке организации. обязательными реквизитами должностной инструкции являются: наименование организации; гриф утверждения; название вида документа и заголовок к тексту, место составления, подпись.
Должностная инструкция подписывается руководителем структурного подразделения и утверждается руководителем организации или заместителем руководителя, курирующем данное подразделение. Визируются должностные инструкции руководителями заинтересованных подразделений, руководителем службы персонала, юристом, а также другими должностными лицами, от действий которых может зависеть ее выполнение. Датой должностной инструкции является дата ее утверждения.
После утверждения на подлиннике должностной инструкции работник проставляет ознакомительную визу: С инструкцией ознакомлен, дата , подпись.
Текст должностной инструкции, как правило, состоит из разделов:
1) Общие положения;
2) Должностные обязанности;
3) Права;
4) Ответственность;
5) Взаимоотношения.
Раздел «Общие положения» включает:
• Наименование должности с обозначением структурного подразделения;
• Должностное лицо, которому непосредственно подчиняется работник;
• Порядок назначения на должность и освобождения о должности;
• Перечень нормативных, методических и других документов, которыми руководствуется работник, занимающий данную должность;
• Квалификационные требования (уровень образования, стаж работы);
• Требования к специальным знаниям и навыкам.
В разделе «Должностные обязанности» устанавливается конкретное содержание деятельности работника. В разделе указывают:
• Участок работы, закрепленный за работником (группа решаемых вопросов, направлений работы или перечень курируемых объектов);
• Виды работ, выполняемых работником(следует определять их не только по содержанию, но и по организационно-правовому характеру: «руководит», «готовит», «утверждает», «рассматривает», «исполняет», «обеспечивает» и т.д.).
При перечислении обязанностей их следует разбить на группы:
• Обязанности по разработке , подготовке или участию в составлении документов по конкретным вопросам, находящимся в компетенции работника (приказов, инструкций и т.п.),
• Обязанности по своевременному и качественному сбору, обработке, анализу и использованию информации(сводок, отчетов, правок, устной информации и т.п.),
• Обязанности по использованию работником организационных, методических, инструкторских, контрольно-инспекторских и других форм работы (выезды на места, созыв совещаний или участие в них, проведение семинаров, консультаций и т.п.),
• Обязанности по соблюдению сроков выполнения конкретных действий.
В разделе «Права» устанавливаются полномочия работника, обеспечивающие реализацию возложенных на него обязанностей:
• Право принимать решения, давать указания по конкретным вопросам, самостоятельно подписывать документы в пределах компетенции,
• Право обращаться с предложениями к вышестоящему руководителю,
• Право представительствовать от имени подразделения или организации в других организациях и пределы представительства,
• Право участвовать в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к деятельности работника,
• Право требовать необходимую для выполнения возложенных функций информацию (статистическую, экономическую, управленческую и т.п.),
• Право требовать определенных действий от других работников.
В разделе «Ответственность» устанавливаются критерии оценки работы и мера персональной ответственности работника. Критериями оценки являются объективные показатели, характеризующие качество и своевременность выполнения работы. Ответственность работника определяется в соответствии с действующим законодательством и может быть дисциплинарной, административной или уголовной.
В разделе «Взаимоотношения» указывается: от кого, в какие сроки и какую информацию получает работник; кому, какую и в какие сроки представляет; с кем согласовывает проекты, подготавливаемых документов; с кем осуществляет совместную подготовку документов и другие вопросы информационных взаимосвязей работника с другими подразделениями, лицами, организациями.
Инструкция по документационному обеспечению управления.
Текст инструкции начинается, как правило, разделом "Общие положения", в котором указываются цели ее издания, область распространения, порядок использования и другие сведения общего характера. Инструкция является документом постоянного или длительного действия (до замены новой).
Текст инструкции носит указующий характер, поэтому в ней рекомендуются четкие формулировки с распорядительными словами типа "должен", "следует", "необходимо", "имеет право", "не допускается" и т.д.
Текст инструкции излагается от третьего лица (например, "Руководители подразделений должны систематически анализировать, обобщать заявления граждан") или в безличной форме (например, "Резолюция подписывается и формулируется…").
Инструкция оформляется на общем бланке университета. Она утверждается специальным приказом или непосредственно ректором, о чем свидетельствует соответствующий по форме гриф утверждения. При утверждении инструкции приказом устанавливается срок введения инструкции, перечисляются необходимые организационные мероприятия, указываются ответственные исполнители.
В комплексе организационных документов университета особое место занимают должностные инструкции - нормативные документы, в которых определены функции, права и обязанности сотрудников. Должностная инструкция разрабатывается руководителем структурного подразделения совместно с инспектором отдела кадров.
Должностная инструкция содержит следующие разделы: общие положения; функции; должностные обязанности; права; ответственность.
В разделе "Общие положения" устанавливаются область деятельности специалиста; порядок его назначения и освобождения от должности, замещения во время его отсутствия; квалификационные требования; подчиненность специалиста; должностные лица, которыми он руководит. В данном разделе перечисляются нормативные документы, которыми должен руководствоваться специалист в своей деятельности.
В разделе "Функции" перечисляются основные направления деятельности специалиста.
В разделе "Должностные обязанности" определены конкретные виды работ, выполняемых специалистом.
В разделе "Права" устанавливаются права, необходимые специалисту для выполнения возложенных на него обязанностей.
В разделе "Ответственность" указывается, за что конкретно несет ответственность данный специалист.
В дополнение к основным разделам должностной инструкции может быть введен раздел, регламентирующий трудовые взаимоотношения между должностными лицами. Этот раздел может устанавливать круг служебных связей, порядок предоставления отчетов, планов и других документов, периодичность предоставления отчетной информации.
Хранятся должностные инструкции в отделе кадров и в структурных подразделениях.