28. Вера и знание. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.
Под знанием в наше время обычно понимается
достоверная (проверяемая) информация, которую
эмпирическими методами с последующей рациональной
обработкой результатов добывает наука (эксперимент.
физика). На основании этой информации можно что-то
создавать, конструировать.
Под верой вообще можно понимать экзистенциально
окрашенную ценностную ориентацию человека, касающуюся
смысложизненной проблематики. Гипотеза (прогноз погоды,
например) в прямой форме не затрагивает ценностных
ориентаций человека. Веру человека можно понять, исходя,
прежде всего, из самого человека (антропологии).
Рассудок и разум являются двумя необходимыми моментами рационального познания. Мышление должно быть и рассудочным, и разумным, так как переход от одной системы знания к другой осуществляется посредством разума, который генерирует новые идеи, выходящие за границы существующего знания
Рациональное познание протекает в двух основных формах: рассудка и разума. Рассудочное познание оперирует понятиями, но не вникает в их природу и содержание
В познании и познавательной деятельности людей выделяют рациональные и иррациональные элементы. Поэтому познание делят на рациональное, то есть осуществляющееся при помощи рациональных элементов, и иррациональное, которое осуществляется при помощи иррациональных элементов.
Иррационализмом в широком смысле принято называть те философские учения, которые ограничивают или отрицают решающую роль разума в познании, выдвигая на первый план иные виды человеческих способностей — инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, воображение, чувства и т. д. Иррациональное — это философское понятие, выражающее неподвластное разуму, неподдающееся рациональному осмыслению, несоизмеримое с возможностями разума.
познание представляет собой единство не только рационального и чувственного моментов, но включает в себя различные иррациональные элементы, связанные с ролью бессознательного в психике человека и предполагающие недостаточно ясно выявленную их связь с рациональной составляющей познавательной деятельности.