28. Вера и знание. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.
Под   знанием   в   наше   время   обычно   понимается
достоверная     (проверяемая)     информация,     которую
эмпирическими   методами   с   последующей   рациональной
обработкой   результатов  добывает  наука   (эксперимент.
физика).  На  основании  этой  информации  можно   что-то
создавать, конструировать.
Под   верой   вообще  можно  понимать  экзистенциально
окрашенную  ценностную  ориентацию  человека,  касающуюся
смысложизненной  проблематики. Гипотеза (прогноз  погоды,
например)   в  прямой  форме  не  затрагивает  ценностных
ориентаций человека. Веру человека можно понять,  исходя,
прежде всего, из самого человека (антропологии).
Рассудок и разум являются двумя необходимыми моментами рационального познания. Мышление должно быть и рассудочным, и разумным, так как переход от одной системы знания к другой осуществляется посредством разума, который генерирует новые идеи, выходящие за границы существующего знания
Рациональное познание протекает в двух основных формах: рассудка и разума. Рассудочное познание оперирует понятиями, но не вникает в их природу и содержание
В познании и познавательной деятельности людей выделяют рациональные и иррациональные элементы. Поэтому познание делят на рациональное, то есть осуществляющееся при помощи рациональных элементов, и иррациональное, которое осуществляется при помощи иррациональных элементов.
Иррационализмом в широком смысле принято называть те философские учения, которые ограничивают или отрицают решающую роль разума в познании, выдвигая на первый план иные виды человеческих способностей — инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, воображение, чувства и т. д. Иррациональное — это философское понятие, выражающее неподвластное разуму, неподдающееся рациональному осмыслению, несоизмеримое с возможностями разума.
познание представляет собой единство не только рационального и чувственного моментов, но включает в себя различные иррациональные элементы, связанные с ролью бессознательного в психике человека и предполагающие недостаточно ясно выявленную их связь с рациональной составляющей познавательной деятельности.

Hosted by uCoz