29. научное и ненаучное знание. Критерии научности. Понимание и объяснении.
Научное знание - знание субъекта, полученные в результате осмысления наблюдений, воспроизводимого эксперимента над действительностью (сущностями) или понимания информации..
Ненаучное знание (непосредственное знание,)- необязательно воспроизводимые знания субъекта, получаемые необязательно через эксперимент (опыт), без логического осмысления и бездоказательно. Способы или моменты получения или передачи ненаучного знания - наставничество, интуиция, вдохновение, переживание, видение, сон, медитация, свидетельство, молитва, проповедь, исповедь...
Долгое время основным критерием научности являлся опыт. То есть, если теория подтверждается эмпирическим исследованием (практикой) - значит, она научна. Если же не подтверждается практикой - значит ненаучна
Совокупность критериев научности определяет вполне конкретную модель науки, которую обозначают термином классическая наука. Система выделенных критериев научности может быть представлена следующим образом. Во-первых, научность отождествляется с объективностью. Объективность понимается как нацеленность на объект, как объектность. Для науки - все объект, постигаемый через опыт.
Вторая особенность науки - опытный характер знания. Наблюдение, эксперимент, измерение - основные методы получения и подтверждения знания. В этой связи к научному эксперименту предъявляется требование воспроизводимости и повторяемости. Опыт в любое время и в любом месте может быть повторен и его результат не изменится. Научный результат не зависит от того, кто его получил.
Проблема объяснения и понимания следует из проблемы соотношения веры и знания, где вера постепенно уступает место интуиции. Объяснение основано на логической модели события, построенной по аналогии с другими событиями. Понимание подразумевает интуитивное познание события в его уникальности и неповторимости.