34 Диалектика и ее альтернативы
Термин "диалектика" происходит от греческого слова dialegomai, обозначающего "веду беседу, рассуждаю". Этот термин имеет три значения. Диалектикой называют, во-первых, естественный ход событий, развертывание и разрешение противоречий, образование единства, связь и обособленность в мире и т.д. Говорят о диалектике вещей, процессов, социальных революций. Эта диалектика в самом мире является объективной, в сознании - субъективной. От нее отличается учение об этом естественном ходе событий, объективных законах связи противоположностей. Это второе значение термина - диалектика, входящая как теория, как учение в философию.
Диалектика исследует отношения всеобщих противоположностей, всеобщие законы. Для того, чтобы конкретнее представить задачи диалектики, нужно усвоить еще и следующие положения о ней. Ее называют наукой о всеобщей связи, учением о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности вида.
Все эти высказывания раскрывают элементы диалектики. Но положениями об исходном принципе диалектики, ее ядре являются ленинские идеи, высказанные в "Философских тетрадях". Вот они: "Вкратце диалектику можно определить, как учение о единстве противоположностей. Этим будет охвачено ядро диалектики..."; "Раздвоение единого и познание противоречивых частей его... есть суть ... диалектики" [Ленин, В.И. Полное собрание сочинений. Т. 29. / Ленин В.И.- М., 1973. - С. 203, 316].
Третье значение термина: диалектикой называют то, как мыслит субъект, каким методом. Диалектическое мышление, диалектический метод есть раскрытие единства и противоречия (борьбы) противоположностей. Диалектический метод альтернативен метафизическому и эклектическому.
Метафизика отрывает противоположности друг от друга, не видит их связи или их противоречия. По словам Ф.Энгельса, метафизический способ мышления "за отдельными вещами он не видит их взаимной связи, за их бытием - их возникновения и исчезновения, из-за их покоя забывает их движение, за деревьями не видит леса" [Маркс, К. Сочинение. Т.20. / Маркс К., Энгельс Ф. - М., 1985. - С.21].
Представления о метафизике приобретут более конкретный вид, если сравнить две концепции развития - диалектическую в метафизическую. Метафизическая рассматривает развитие как только уменьшение или увеличение (т.е. как только количественные изменения) или как только качественные изменения без каких-либо количественных изменений, т.е. отрывает противоположности друг от друга. Далее, метафизическая концепция видит источник развития только во внешнем воздействии на вещь. Наконец, она рассматривает развитие или как движение по кругу, или только как движение по восходящей или нисходящей прямой и т.п.
Диалектическая же концепция видит источник развития в единстве и борьбе противоположностей, рассматривает развитие как единство количественных и качественных изменений, как единство постепенности и скачков, как развитие по спирали.
Экстремизм в любом деле также метафизичен, как реакционная позиция. Метафизик впадает в крайности, хочет найти единственное средство для социальных преобразований. То он возлагает надежду на поголовную грамотность, культурную революцию, то на замену руководителей новыми, то на всеобщее экономическое образование, то на человеческий фактор, то на частную собственность, то на неравенство, то на рынок и т.д.
Диалектике чужда односторонность метафизики, она не совместима ни с догматизмом, ни с релятивизмом, которые произрастают на почве метафизического отрыва абсолютного и относительного друг от друга, она отвергает шараханье из одной крайности в другую, претензию судить обо всем только "со своей колокольни". Диалектика стремится к всестороннему изучению вещей и отрицает эклектическое, произвольное выхватывание то одного, то другого в вещи.
Эклектика (греч. еklego - выбираю) - метод мышления, соединяющий в одном построений, одном отношении взаимоисключающие принципы. Эклектик непоследователен, его взгляды противоречивы. Французский философ Виктор Кузен утверждал, что философская система может быть создана из истин, содержащихся в самых различных учениях. В современном сложном и противоречивом мире возрастает роль диалектики как метода и диалектической логики как науки об этом методе, его нормах мышления. Надо учиться предвидеть печальные последствия хороших начинаний, надо бояться односторонности, очернительства и "розовых очков", следует овладевать умением вести дискуссии через разрешение противоречий, находить пути объединения различных сил при достижении добрых, чистых целей или разрешении проблем. Без учета ядра диалектики невозможно правильное решение проблем самостоятельности республик и существования федерации, простора для рыночных отношений и плановости, существования различных видов собственности, свободы и ответственности и т.д. Диалектика и творчество неотделимы. Быть диалектиком - значит избегать предвзятости и субъективизма, утопий и отсталости.