7. становление, место и роль античной философии в культуре человека
Во всей этой античной философской проблематике исходная рабовладельческая вещественно-телесная интуиция проявляет себя и во всем крупном, и во всех мелочах. Очень важно отметить, что античные философы не очень любят рассуждать о судьбе, поскольку общенародное представление о судьбе фиксирует ее как нечто чересчур внешнее и надчеловеческое. Античные философы хотели, чтобы все нецелесообразное и все нечеловеческое функционировало в одной плоскости со всем целесообразным и со всем человеческим, почему и судьба трактовалась не как предмет безотчетной человеческой веры, но тоже как чисто человеческая концепция, как чисто космическая сила. А тогда такую вне-личностную и внечеловеческую силу становилось необходимым трактовать в одной плоскости со всей человеческой и космической целесообразностью, со всей человеческой и космической упорядоченностью. А это и значило трактовать такой принцип, трактовать судьбу как философскую категорию, то есть трактовать ее как высшее первоединство, или как разумный и внеразумный принцип одновременно.
Античная философия культуры не выделяется в самостоятельный раздел философии. Но место культурологической проблематики, уяснение ее специфики содержится в античной философии, начиная с первых, натурфилософских (натурфилософия - философия природы) ее этапов. Ведь древнегреческие философы учили о космосе как о мировом порядке вещей, в котором его обязательными составляющими были - природа, боги, человек. В проблемном освещении судеб человека в космосе в появляются первые культурфилософские понятия: "природа", "установления", "справедливость", "долг", "дерзость" и базисное для античного понимания культуры понятие "пайдейя". Человек, если он хочет себе добра, блага, не должен переходить положенной ему от природы меры (это касается как еды и питья, так и общественных дел). Другое дело, что нормы общественной жизни не существуют "по природе", они - результат человеческих установлений. Так мы подходим к содержанию центрального понятия античной философии культуры - "пайдейя" (воспитания, образования - от греческого "пайс" - ребенок). Человека для правильной жизни (ни себе, ни окружающей природе не во вред) надо готовить - сообщать ему свод правил, норм. Сами нормы, правила должны быть настолько объективны (рациональны), что их обобщение ребенку могло бы показаться носящим характер чисто технического приема: их может сообщать даже раб. Такое понимание проблемы "ребенок - слуга" подчеркивает и открывающуюся свободу формирования личности - ведь ребенок не будет слепо копировать поведение несвободного. Без греческой идеи образования, как подчеркивают исследователи, не было бы ни европейской науки, ни европейской культуры вообще.