32. федеративное собрание: структура, порядок формирования и деятельности
Согласно статье 95 Конституции Российской Федерации, Федеральное
Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
Роль палаты Федерального Собрания, выражающей интересы субъектов Российской
Федерации, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата Федерального
Собрания - Государственная Дума - призвана представлять интересы населения
Российской Федерации в целом.
Статус Федерального Собрания как представительного органа означает, что
оно выступает официальным представителем всего многонационального народа
РФ, формирует и выражает его волю. Другая конституционная функция Федерального Собрания – законодательная.
Она включает принятие федеральных законов, их изменение и дополнение, а
также парламентский контроль за реализацией законов.
В Главе 5 Конституции РФ заложены общие принципы формирования состава
палат Федерального Собрания: согласно статье 95, ч. 2, в Совет Федерации
входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по
одному от представительного и исполнительного органов государственной
власти, в п. 3 той же статьи указывается количественный состав
Государственной Думы РФ – 450 депутатов. Согласно Федеральному Закону «О порядке формирования Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации», Членом Совета Федерации может
быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет,
Структура парламента РФ в определенной степени отражает сущный характер самого органа государственной власти и обусловлена по меньшей мере тремя факторами:
1. федеральным характером российского государства;
2. сущностными признаками этого органа и особенностями его формирования;
3. функциональными закономерностями, основными направлениями его деятельности.
Исходя из структурных признаков, различают нижние и верхние палаты парламента.
Согласно Конституции РФ, Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.
Более сложной и разветвленной является структура Государственной Думы. Это во многом обусловлено местом, ролью функциональным предназначением данной палаты в системе Федерального Собрания, ее конституционным статусом.
Государственная Дума может создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей.
Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Госдумой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты.