40. муниципальная реформа: основные направления и проблемы.
Муниципальная реформа – реформа местного самоуправления.
За более чем десятилетие, прошедшее с начала реформ, так и не была сформулирована и реализована целостная концепция преобразований в сфере муниципальных финансов. Эта сфера остается одной из наименее реформированных, применяемые здесь механизмы до сих пор не принципиально отличаются от советских времен. В результате муниципальные финансы оказываются практически полностью зависимы от решений, принимаемых на уровне субъекта РФ; доходы местных бюджетов нестабильны и не поддаются прогнозу; политические факторы влияют на финансовое состояние муниципальных образований гораздо больше, чем эффективность деятельности органов местного самоуправления. Хотя негативное влияние подобной ситуации испытывают на себе все муниципальные образования, наиболее пагубно она сказывается на крупных и средних городах.
Отсутствие финансовых гарантий местного самоуправления является основным фактором, препятствующим развитию местного самоуправления на современном этапе. Именно существующие финансовые механизмы приводят к незаинтересованности местных властей повышать эффективность собственной деятельности, улучшать качество муниципальных услуг и создавать благоприятные условия для развития предпринимательства. Подрываются возможности принятия долгосрочных финансовых решений, в частности, привлечения долгосрочных заимствований. Поощряется популизм и политическая лояльность в ущерб проведению важнейших экономических и социальных реформ на муниципальном уровне. Тем самым ключевым элементом муниципальной реформы должно выступать именно преобразование финансовых основ местного самоуправления.
Важнейшими факторами укрепления финансовой самостоятельности муниципальных образований является закрепление за ними на постоянной основе единообразного перечня доходных источников, а также повышение роли и возможностей регулирования местных налогов на муниципальном уровне.

Конституционного Суда РФ, что находит выражение в основных положениях и выводах, разработанных автором и выносимых им на защиту:
2. Конституционный механизм обеспечения самостоятельности местного самоуправления в Российской Федерации: с одной стороны, развитие и укрепление местного самоуправления как особой формы публичной власти в общей системе народовластия в Российской Федерации предполагает анализ взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти
4 («внешний» аспект обеспечения самостоятельности местного самоуправления);
с другой стороны, осуществляемая реформа муниципальной власти актуализирует проблему обеспечения самостоятельности местного самоуправления на всех уровнях его организации и функционирования («внутренний» аспект).

самостоятельность местного самоуправления, закрепляемая в качестве предмета совместного ведения РФ и субъектов РФ,
Сама природа муниципальной власти как особой формы публичной власти, впервые получившая конституционно-правовое обоснование в решени- ях Конституционного Суда РФ, свидетельствует о высоком уровне самостоятельности местного самоуправления, начиная с момента учреждения (создания) муниципального образования, принятия его устава, определения структуры органов местного самоуправления. Эти и другие характеристики муниципальной власти позволяют сделать вывод, что муниципальная власть есть находящаяся в единой системе народовластия относительно самостоятельная форма осуществления публичной власти, субъектом которой выступает население, проживающее на территории муниципального образования.

"...Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают другие вопросы местного значения." Таким образом, мы можем предположить, что компетенция органов местного самоуправления начинается там, где заканчивается компетенция органов государственной власти.
Основная задача, решаемая данными законами, - обеспечение самостоятельности местного самоуправления, гарантированной Конституцией РФ.
Органы местного самоуправления решают две группы вопросов:
а) вопросы местного значения. Вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
б) выполнение отдельных государственных полномочий. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов РФ

Hosted by uCoz