6. Тенденции развития конституционного права на современном этапе.
Изменение политической ситуации со дня принятия новой Конституции РФ в 1993 г. привело к конституционному кризису, выразившемуся в возникновении противоречий между Конституцией РФ и конституциями республик, подписании двусторонних договоров и соглашений, Природа России как государства и легитимность ее Конституции.После провозглашения суверенитета в 1990 году в России не было принято документов, определяющих ее национально-государственное устройство, иначе говоря федерация не учреждалась, а объявлялась, что вызывает многие внутренние политические и правовые противоречия.Ситуация в России такова, что коренные народы (татары, башкиры, якуты и др.) ясно провозгласили свои претензии на роль государствообразующих этносов. Более того, они, укрепляют свои суверенные республики, иначе говоря, они самоопределяются (в рамках России), исходя из собственных интересов, что нередко приводит внутреннее законодательство в противоречие с Конституцией РФ.С другой стороны, за последние годы окрепли области, края, автономные округа, города в качестве субъектов Федерации.
В условиях демократии непротиворечивая федерация может быть построена только с учетом интересов двух составляющих: (1) народов России, в основном представленных республиками и отчасти национально-культурными автономиями; (2) территориальных (в основном этнически русских) образований. Такова природа сегодняшней России, которой должна соответствовать Конституция.
В Конституции РФ весьма неопределенно выражена природа России. Хотя в преамбуле говорится о "многонациональном народе России", в содержательном плане это никак не раскрывается. А что касается субъектов федерации, то их статус, права и полномочия изложены противоречиво. В ст.5 п.1 провозглашается равенство субъектов, но в той же статье закреплены различия между республиками (государствами), имеющими собственные конституции, гражданство и иные атрибуты государственности и другими субъектами, имеющими лишь Устав.